АТОМНАЯ ЭНЕРГИЯ, Т. 88. ВЫП. I, ЯНВАРЬ 2000
УДК 621.311.25:621.039.51.14
ПРОДЛЕНИЕ СРОКА ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭНЕРГОБЛОКОВ АЭС
Ковалевич О.М. (НТЦ ЯРБ)
Продление срока эксплуатации действующих атомных станций является предметом внимания многих стран. Причиной этого является возможность увеличить на 20— 40% выработку электроэнергии на установленных мощностях без больших дополнительных капитальных вложений. Для некоторых стран это есть способ обойти запрет под давлением общественности на строительство новых атомных станций.
Не осталась в стороне от этого процесса и Россия, трудное финансовое положение которой требует искать возможности избежать сооружения замещающих мощностей вместо подлежащих выводу из эксплуатации с 2001 по 2006 г. шести блоков первого поколения (четырех блоков ВВЭР-440/230 и двух блоков РБМК-1000). В случае успеха продление срока службы может быть распространено на последующие блоки.
Для решения этой проблемы создана база. Есть постановление правительства, касающееся блоков АЭС, эксплуатация которых заканчивается в 2001—2009 гг. Есть решение коллегии Минатома. Утверждена программа продления срока службы 3-го, 4-го блоков Нововоронежской, 1-го, 2-го блоков Ленинградской АЭС. Аналогичные документы есть по 1-му и 2-му блокам Кольской и Курской АЭС. В рамках НИКИЭТа создан Инженерный центр прочности, надежности и ресурса атомной техники, которому поручена координация научно-методической деятельности по управлению срока службы АС России. В рамках же НИКИЭТа работает Отраслевой центр неразрушающего контроля и диагностики металла оборудования и трубопроводов АЭС, призванный оценивать реальное состояние металла оборудования трубопроводов. Ведутся разработки методик, связанных с определением возможности продления срока службы, развивается концепция «течь перед разрушением», модернизируется оборудование и системы для повышения безопасности, обследуется оборудование на предмет возможности его дальнейшего использования.
Вместе с тем есть один принципиальный вопрос, до настоящего времени не решенный. Вопрос этот касается безопасности, до которой должны быть доведены блоки за счет реконструкции и модернизации и при которых регулирующий орган может дать разрешение на продление срока эксплуатации. Нереально, что блоки первых поколений смогут достичь безопасности, соответствующей современным требованиям вследствие экономических соображений (проще построить новую атомную или тепловую станцию). Введен в употребление термин «приемлемый уровень безопасности», при достижении которого якобы можно получить разрешение регулирующего органа на эксплуатацию блока. Но никто еще четко не определил, что скрывается за этим термином.
Сложность ситуации состоит в том, что, с одной стороны, для эксплуатирующей организации модернизация требует значительных средств и времени с неясной перспективой решения регулирующего органа и она хотела бы изначально иметь со стороны регулирующего органа некие условия на проходной вариант. С другой, регулирующий орган не может заранее определить «проходные» требования без рассмотрения проекта модернизированного блока с углубленной оценкой безопасности.
Попробуем проанализировать проблему с разных сторон в попытках сформулировать некий подход к ее разрешению.
Имеются три взаимосвязанных аспекта обсуждаемой проблемы: законодательно нормативный, технический, экономический. Под первым понимаются поиски нормативного подхода к продлению срока эксплуатации блоков. Под техническими аспектами подразумеваются способы достижения необходимой приемлемой безопасности за счет внедрения технических средств и мероприятий и способы обоснования достаточности принимаемых мер для безопасности. Экономические аспекты предполагают, с одной стороны, материальные затраты на модернизацию блока для обеспечения безопасности, которые могут оказаться чрезмерными и нереальными, с другой, есть определенные подходы к обоснованию продления срока эксплуатации с учетом концепции риска, причиненного ущерба от возможных аварий.
Законодательно-нормативные аспекты. Понятие срока службы блока в отечественной практике появилось в проекте реакторной установки и назначалось конструктором реактора и проектантом станции. В других официальных документах этот термин не определен, и сейчас появляются разные его толкования. Некоторые связывают его со сроком экономической окупаемости блока, другие со сроком службы основного оборудования, третьи призывают вообще не обращать на него внимания. По нашему мнению, термин «срок службы» следует рассматривать как юридический, под которым подписываются конструктор и проектант, — это время гарантированной работы установки. По окончании этого срока они вправе не нести ответственности за работоспособность установки в проектных режимах. Для продления срока службы необходимо определенное юридическое действие в соответствии со сложившимися условиями. Если говорить математическим языком, функция эксплуатации блока за пределом первоначального срока службы не может пройти гладко (т.е. без разрыва производной).
Рассмотрим, какие имеются прямые и косвенные требования в действующих на сегодняшний день законодательных документах относительно продления срока службы блоков АС.
Закон об использовании атомной энергии;
распространяется на все виды ядерных установок, в том числе и на АС (статья 3) и требует выполнения своих положений для всех видов деятельности в области использования атомной энергии (статья 4);
требует выполнения введенных в действие федеральных норм и правил, выполнение которых обязательно при осуществлении любого вида деятельности в области использования атомной энергии (статья 6);
решение о проектировании, сооружении, эксплуатации, выводе из эксплуатации ядерных установок принимает правительство Российской Федерации (статья 9)*;
любая деятельность в области использования атомной энергии требует разрешения (лицензии) (статья 26).
ОПБ-88/97:
эксплуатирующая организация по результатам определения остаточного ресурса оборудования и других обоснований безопасности может ставить вопрос о продлении срока эксплуатации блока АС. В этом случае в установленном порядке должна быть получена новая лицензия Госатомнадзора России на эксплуатацию блока АС.
Из положений закона и ОПБ-88/97 формально следуют выводы:
для работы блока АС с продленным сроком службы нужна новая лицензия Госатомнадзора России;
блоки для работы с продленным сроком службы должны удовлетворять современным требованиям безопасности, которые зафиксированы в принятых федеральных нормах и правилах.
Если по первому выводу не может возникнуть сомнений, относительно второго необходимо сделать некоторые комментарии. Во-первых, нет прямого указания в нормативных документах на необходимость соответствия продлеваемых блоков современным требованиям федеральных норм и правил, это следует косвенно из приведенных ссылок на нормативные документы. Госатомнадзор России стоит на этой позиции. Не исключено, что не все так воспримут этот вывод, возможны другие мнения. Во-вторых, как уже отмечалось, доведение блоков до уровня современных требований может стать нереальным по экономическим соображениям. В этом состоит конфрантационность проблемы.
Необходимо сделать замечание, пренебрежение которым может ввести в заблуждение. Следует различать повышение безопасности блоков в пределах их срока службы, что реализуется в соответствии с программами модернизации в последнее десятилетие и с учетом фактической реализации выдается Госатомнадзором России годичное разрешение на эксплуатацию, и модернизацию (реконструкцию) для продления срока эксплуатации. Это две качественно разные ситуации, и «планки» уровня безопасности, которые необходимо преодолеть, различны.
Отметим, что требования по продлению действия лицензий на эксплуатацию АЭС США относятся к продлению лицензии, а не к ее выдаче, как складывается ситуация у нас. Кроме того, в самом начале документа (п. 54.3) имеются четкие указания, что должны быть выполнены все требования безопасности Комиссии по ядерному регулированию США.
Документ МАГАТЭ ИНСАГ-8 дает общие основы для оценки безопасности атомных электростанций, сооруженных в соответствии с ранее принятыми нормами. У нас в стране многие связывают наличие этого документа с возможностью продлить срок службы блоков.
♦Упоминание о решении правительства по продлению срока эксплуатации в законе отсутствует.
Сделаем несколько замечаний по поводу этого документа.
Известны успехи внедрения вероятностного анализа безопасности при оценке безопасности как проектируемых, так и уже действующих блоков отечественных АС. Имеются требования нормативных документов о предоставлении результатов этого анализа на той или иной стадии лицензионного процесса. Почти на всех станциях созданы подразделения, выполняющие сами или участвующие совместно с научными и конструкторскими организациями в анализах. По большинству действующих блоков имеются вероятностные показатели 1-го уровня с той или иной степенью проработанности.
В нормативных документах имеются соответствующие (вероятностные) критерии оценки безопасности АС. Но здесь у нас имеются разночтения в понимании этих критериев на практике. Необходимыми условиями доказательства безопасности являются детерминистские требования, вероятностные показатели являются в той или иной степени достаточными. Фактически это означает, что удовлетворение вероятностным критериям по разным источникам (10~4—10“$ год-1 по частоте повреждения активной зоны и 10~6—10_7 год-1 по частоте аварий с большим выбросом радиоактивных продуктов) еще не означает приемлемости безопасности данной установки. Неудовлетворение этим вероятностным критериям показывает необходимость введения дополнительных защитных мер или совершенствования методик расчета.
Запаздывание по сравнению с западными странами, по крайней мере, на десятилетие по освоению и внедрению вероятностного анализа безопасности с созданием базы данных по отказам, разработкой методик, подготовкой специалистов, да и сама природа такого анализа как статистическая с определенной степенью достоверности не позволяют на основании получаемых результатов принимать кардинальные решения. Об этом говорят и упомянутые документы МАГАТЭ, где считается, что результаты вероятностного анализа безопасности могут стать ориентиром при выборе первоочередности мер по повышению безопасности за счет модернизации при достижении детерминистского приемлемого уровня безопасности. Заявление о политике Госатомнадзора России фиксирует этот подход.
Некоторые специалисты имеют желание использовать для обоснования безопасности блоков появившийся в НРБ-96 новый критерий — область безусловно приемлемого риска менее 10_6*год. Чтобы воспользоваться этим критерием, надо знать вероятность выхода большого количества радиоактивных продуктов и согласованную методику их распространения за пределы АЭС (ВАБ-2, ВАБ- 3), что значительно усложняет задачу по сравнению с ВАБ-1 (вероятность повреждения активной зоны). Кроме того, необходимо иметь утвержденную зависимость доза—эффект, включая летальный исход, которая носит также вероятностный характер. В НРБ-96 об этом ничего не говорится, и непонятно, к какому риску относить значение Ю_6 год-1 (заболевание разного типа, летальный исход).
Итог сказанного состоит в том, что не следует рассчитывать на обоснование продления срока службы блока только за счет получения удовлетворительных вероятностных характеристик.
Технические аспекты. Отметим хорошо известные недостатки и преимущества ВВЭР-440/230.
Преимущества:
Недостатки:
В настоящее время в России и за рубежом работает 11 таких блоков[*] (см. таблицу). На каждом из них проводили и проводят мероприятия по модернизации, и, естественно, фактическое состояние безопасности на каждом из этих блоков различно. Интересным является выявить общие тенденции отношения к блокам.
Пуск и окончание проектного срока эксплуатации АЭС с ВВЭР-440/230
АЭС |
Год пуска |
Год окончания эксплуатации |
Нововоронежская, блок: 1-й |
1971 |
2001 |
2-й |
1972 |
2002 |
Кольская, блок: |
|
|
1-й |
1973 |
2003 |
2-й |
1974 |
2004 |
«Козлодуй», блок: 1-й |
1974 |
2004 |
2-й |
1975 |
2005 |
3-й |
1980 |
2010 |
4-й |
1982 |
2012 |
«Богунице» (В-1), блок: 1-й |
1978 |
2008 |
2-й |
1980 |
2010 |
Армянская (В-270), блок: 1-й |
1976 |
|
2-й |
1980 |
|
[*]Из 16 построенных четыре блока в Германии выведены из эксплуатации, один блок в Армении остановлен.
Анализ возможных мероприятий и постоянная их реализация начались в России (СССР) в 80-х годах. Развернутый анализ дефицита безопасности блоков для АЭС «Грейфсвальд» был проведен в Германии в 1990—1991 г., когда было предложено 80 пунктов первоочередных мероприятий, 47 — для срочных, 19 — долгосрочных мероприятий. В то же время МАГАТЭ разработало каталог недостатков этих пунктов по четырем категориям, где категории IV и III представляют наивысшие и высокие дефициты (недостатки) безопасности (IV — 15 пунктов, III — 45 пунктов, II — 32 пункта, 1 — 5 пунктов).
Проанализируем точки зрения специалистов разных стран, имеющих блоки В-230, на состояние и направленность работ по их модернизации для повышения безопасности.
1. Существует большой разброс во времени (около 10 лет) окончания срока службы этих блоков (см. таблицу). Это обстоятельство влияет на остроту проблемы по продлению срока службы в разных странах. Естественно, Россия с блоками на Нововоронежской и Кольской АС ближе всех подошла к этому рубежу.
2. Основной мотив рассмотрения — доказать достаточную безопасность блоков на период проектного срока службы и отсутствие необходимости закрывать их раньше срока. Относительно возможности продления срока эксплуатации с выполненными ими намечаемыми мероприятиями по модернизации какие-либо прямые заявления отсутствуют (за исключением болгарских АЭС, для которых достижение вероятности на повреждение активной зоны 10~4—10~5 год'1 может быть условием продления срока эксплуатации). Официальные позиции на этот счет соответствующих государственных органов зарубежных стран неизвестны.
повреждения активной зоны со ссылкой на документы МАГАТЭ.
Из основных составляющих подхода восточно-европейских стран не видно принципиальной концепции возможности продления срока эксплуатации рассматриваемых блоков в постановке, которую мы обсуждали.
Российские специалисты доказывают в результате своих исследований отдельные преимущества ВВЭР-440/230, надежность и большие запасы прочности 1-го контура, демонстрируют мероприятия по безопасности, но не касаются достаточности всех этих моментов для получения разрешения на продление срока службы.
Многие специалисты придают большое значение в продлении срока эксплуатации действующих блоков концепции «течь перед разрушением», поскольку, по их мнению, она позволит обосновать «приемлемый уровень безопасности» блоков.
Не будем подробно останавливаться на многочисленных аспектах и условиях признания этой концепции. Остановимся на роли, которую она сможет сыграть, если ее применят в рассматриваемых условиях. Известно, что одним из недостатков блоков является отсутствие аварийных систем охлаждения на случай крупных мгновенных разрывов трубопроводов первого контура, а также локализующих систем, способных принять потоки истекающей при этом пароводяной смеси в имеющихся или намечаемых при модернизации локализующих системах. Как уже отмечалось, считается нереальным доведение этих систем безопасности до современных требований. Покрытие дефицита можно было бы связать с реализацией концепции «течь перед разрушением», устанавливающей определенную незначительную течь, с которой можно было бы справиться с помощью ограниченных систем безопасности. Но что декларирует на этот счет документ Минатома, призванный быть основой реализации концепции: «Применение концепции «течь перед разрушением» не отменяет действующих требований к системам безопасности и не означает, что можно отказаться от таких средств защиты, как защитные оболочки, системы аварийного охлаждения активной зоны реактора, системы локализации аварий и др.» (пункт 12.3). Применение концепции «течь перед разрушением» позволяет наряду с возможностью снижения объема и периодичности контроля отказаться от учета статических и динамических воздействий, связанных с последствиями крупномасштабных разрушений и больших течей (избегать закрепления трубопроводов и воздействий на близлежащее оборудование). После этого возникает вопрос, что дает эта концепция в рассматриваемых условиях продления срока эксплуатации блоков? Она позволяет сохранить близлежащее к трубопроводам оборудование' при малых течах, но не сохраняет активную зону и не предотвращает выход радиоактивных продуктов за пределы АС, если произойдет крупный разрыв трубопровода. Возникает вопрос, почему этой концепции придают особое значение за рубежом? Вероятно потому, что там с се помощью решают именно конкретный вопрос защиты от динамических усилий разрывающихся трубопроводов, когда надлежащая система аварийного охлаждения и локализующие системы уже есть! Тогда все логично становится на свои места.
Принципиальные вопросы, требующие решения. Таким образом, ситуация с продлением срока эксплуатации блоков пестрая, с противоречивыми проблемами и возможными выходами из нее. По крайней мере, для промышленности сейчас нет ясных ориентиров на показатели безопасности в реальной экономической и временной ситуации, которые они должны достигнуть для возможности получения разрешения на продление срока эксплуатации. Для выхода из этой ситуации необходимо в ближайшее время разработать и принять концептуальные решения, которые развяжут этот узел и позволят эксплуатирующим организациям планировать и реализовывать мероприятия в указанном направлении.
Первое, что необходимо решить, — должны ли продлеваемые блоки удовлетворять полностью и формально по всем позициям требованиям действующих федеральных норм и правил или возможен другой подход с формулированием нового набора требований, который регулирующий орган готов рассматривать как основу для определения приемлемого уровня безопасности. В зависимости от решения этого принципиального вопроса события могут развиваться по двум направлениям.
При неукоснительном соблюдении требований федеральных норм и правил для эксплуатирующей организации возникает сложная задача поиска средств и времени и решения о целесообразности продления срока эксплуатации. Заметим, что в этом случае может возникнуть проблема с их выполнением.
При положительном решении другого подхода возникает проблема разработки такого «деформированного» подхода, когда допускается формальное невыполнение некоторых позиций федеральных норм и правил, взамен предлагаются (или используются уже имеющиеся) характеристики и дополнительные мероприятия на блоке, компенсирующие полностью или частично формально не закрытые дефициты безопасности. Возникает следующий принципиальный вопрос о методике оценки безопасности и критериях «приемлемого уровня безопасности» в рамках «деформированного подхода». Если первый вопрос требует волевого политического решения, вероятно, на законодательном уровне, то решение этого вопроса, по-видимому, целесообразно организовать как можно быстрее совместными усилиями специалистов заинтересованных организаций. Возможно, отдать все работы Минатому и АС, а регулирующему органу проанализировать готовое предложение и решить принять или не принять. Но такой подход сопровождается неопределенностью в итогах деятельности АЭС и привлекаемых ими организаций. Но в этом случае, как мы уже отмечали, эксплуатирующая организация вынуждена будет работать и вкладывать средства «вслепую», не зная уровня проходной планки со стороны регулирующего органа. Кроме того, и для регулирующего органа процесс выдачи разрешения (лицензии) на продление срока эксплуатации не является простым. Высказываются мнения, что достаточность или недостаточность принятых мер по модернизации для продления срока эксплуатации будет определять Госатомнадзор России и привлекаемые им эксперты. Сомнительно, чтобы в нынешней ситуации нашлось достаточное число экспертов, которые высказали бы общее мнение. Вероятно, следует ожидать, что действительно независимые, но не готовые к такой постановке вопроса эксперты выразят весь спектр возможных ответов, когда трудно будет сформулировать однозначное решение. Для решения такого вопроса необходима организованная плановая работа итерационного характера с привлечением многих организаций и специалистов.